Рамные внедорожники: вымрут ли «динозавры»?
Внедорожники набирают все большую популярность, поэтому с каждым годом все большее число людей интересуется разными моделями внедорожников. И это не случайно, ведь такие автомобили имеют большую вместимость и позволяют ездить почти в любых дорожных условиях. Можно привести несколько классификаций внедорожников и одним из самых известных является рамный он или кузовной. В этой статье мы рассмотрим рамные внедорожники, их достоинства и недостатки, а так же производимые в настоящее время модели.
А чтобы понимать, что это не тупиковая ветвь эволюции посмотрите какие производители продолжают их выпуск:
-
Jeep Wrangler;
-
SsangYong Kyron;
-
Mitsubishi Pajero Sport ;
-
Toyota FJ Cruiser;
-
Ford Kuga, Lexus LX;
-
Mercedes-Benz G-Klasse.
Исходя из названия, становится очевидным, что такие автомобили имеют раму, к которой крепятся все основные узлы и агрегаты, а так же сам кузов. Почему эти машины имеют такую большую популярность, и в чем их сильная сторона ниже.
Достоинства рамных внедорожников
Прежде всего, необходимо отметить, что рамные внедорожники имеют большую комфортность, чем кузовные. Это становится возможным из-за уменьшения уровня вибраций и шума при езде, так как они передаются раме, а не кузову, которые между собой не связаны.
Следующим достоинством является увеличение ресурса шасси и удобство ремонта этих автомобилей. Все элементы шасси расположены в легкодоступных местах и имеют довольно простую конструкцию.
Нагрузка на кузов и раму рассчитывается таким образом, чтобы она была равномерной при езде, что имеет большое значение при движении по бездорожью. Да и сравнение ресурсов рамных внедорожников при езде по бездорожью и кузовных оставляет последние далеко позади. Управлять движением и контролировать езду рамных внедорожников из-за конструктивных особенностей проще, чем кузовными, им присущи более высокая проходимость препятствий и хорошая устойчивость на дорогах с погрешностями дорожного полотна, что в России не редкость.
Чаще всего рамные внедорожники оснащаются тягловитыми двигателями, обладающими существенным ресурсом, что дает не малое преимущество и запас прочности в экстремальных условиях. Все потому что такие двигатели даже в тяжелых режимах езды будут работать не на пределе своих возможностей, ведь они специально для того и созданы.
Недостатки рамных автомобилей
Конечно, есть и некоторые минусы у этих автомобилей. И первые из них очевидны: это большой вес рамных внедорожников и как следствие высокий расход топлива, что ведет к дополнительным затратам. Самым большим недостатком является стоимость. На сегодняшний день — это самые дорогие автомобили на рынке.
Но этот фактор не является решающим для тех, кому такие внедорожники нужны по роду профессии. В таком случае этот момент можно отбросить как не существенный. Учитывая вышеперечисленные минусы можно сделать вывод, что эти автомобили редко кто покупает ради езды по городу или далеких путешествий. Но кто тогда?
Чаще всего — это узкий круг людей для профессиональных целей, например, рыболовы или охотники. Представителям этих групп внедорожники нужны для работы, а значит есть шанс окупить затраты на их покупку или хотя бы содержание. Еще одной категорией любителей являются профессиональные трофи-рейдеры, гонщики и другие любители экстрима. Для них такие автомобили являются необходимой и нужной покупкой, пусть и дорогой.
Немного истории
Изначально, все автомобили были рамными. Более того, рамы выполнялись из дерева (ясени) и других вариантов конструкции не существовало. Со временем, примерно к концу 30-х годов рамы стали делать из металла и существует две основные исполнения рамы:
- лестничная (основной вид для современных автомобилей);
- трубчатая.
Именно на раму приходится вся нагрузка во время движения.
Кузов рамных автомобилей остается неподвижным и обладает повышенной жесткостью. Это необходимо для сопротивления деформациям, возникающим на стыках составляющих кузов фрагментов и избегания потрескивания, которое исходит от ходовой. Это очень актуально для внедорожников. Именно поэтому при рамной конструкции допустимы небольшие зазоры между деталями. А для противостояния колебательным импульсам, которые возникают при работе двигателя, частоту его работы настраивают на частоту колебания кузова.
Лестничная рама является несущим элементом в автомобилестроении. Пара лонжеронов и несколько поперечин создают ту прочность, которой славятся внедорожники. Рассмотрим причину выбора именно такой формы.
Дело в том, что лестничная рама понижает высоту центра тяжести. До Первой мировой войны такое исполнение было единственно верным и только с 70-х годов она стала применяться только на грузовики и внедорожники.
Кто бы мог подумать, что наступят времена, когда рамные внедорожники станут отходить в прошлое. Так или иначе, сейчас наблюдается как раз такая тенденция. А связано это с несколькими основными причинами.
Первой из них можно назвать развитие технологий по обработке металлов. Обшивка, профили, усиление соединяются между собой различными технологиями от точечной сварки до лазерного паяния и даже склеивания. Нагрузка рассчитывается так, что все эти элементы соединения и берут на себя несущую функцию. Нет частей конструкции отвечающих только за сопротивление на разрыв или скручивание. Именно поэтому с середины 50-х годов несущий кузов стал более легкой и дешевой альтернативой рамного строительства автомобилей, постепенно вытесняя его.
Второй причиной является все более возрастающие требования к безопасности. Многочисленные краш-тесты показали, что столкновение с препятствием дает больше шансов выжить в автомобиле с несущим кузовом, вследствие его сжимаемости. А вот ДТП с участием рамного внедорожника и кроссовера не оставляет шансы последнему, особенно если дорожный просвет у внедорожника будет значительным. Да и веса их не имеет смысла сравнивать. Потому все больше производителей уходят от классического рамного варианта в пользу более дешевых и модных кроссоверов.
Современные рамные внедорожники. Список
Тем не менее, любителям рамных внедорожников не стоит огорчаться. Ведь целый ряд производителей не отказываются от привычных стандартов и продолжают представлять на суд автолюбителей все новые и новые модели. Причем это не какие-нибудь третьесортные компании, а настоящие гранды автопрома. И все усовершенствования касаются в основном оснащения и дизайна кузова, но никак не заключаются в перестроении скелета внедорожников.
Согласитесь, список приведенный вначале статьи довольно впечатляющий.
Когда форд куга успел раму отрастить??? Откуда сей бред?