Основы создания вездеходов на базе мотоблока
Мотоблок – это техника, которая призвана облегчить жизнь владельца приусадебного или просто земельного участка. В отличие от мотокультиватора, мотоблок – это устройство, которое может выполнять широкий спектр задач: от рыхления и полива почвы до уборки снега и перевозки грузов. Для осуществления ряда работ предусмотрено различное дополнительное, в том числе, навесное оборудование для мотоблоков.
Стоит отметить, что практически на всех мотоблоках можно передвигаться со скоростью 5-15 километров в час. Безусловно, скорость невысокая. Тем не менее, сама возможность перемещения в пространстве на мотоблоке, привела многих умельцев-самоучек к мысли о том, что из данного устройства можно сделать более эффективное средство передвижения, а именно: вездеход, который мог бы свободно преодолевать бездорожье, характерное для сельской местности в стране.
Нужно сразу же сказать о том, что многие идеи воплощены в жизнь.
Если есть желание почувствовать себя инженером-конструктором, то ниже будет рассказано о том, что нужно, чтобы сделать вездеход на базе мотоблока, а также будут описаны важные технические моменты, связанные с процессом переделки.
Что добавить?
Интересно, что многие владельцы мотоблоков, желающие переделать имеющуюся технику в вездеход, ставят следующую задачу: устройство должно легко трансформироваться из дачного помощника в высокопроходимое средство передвижения и наоборот. То есть, в кратчайшее время из мотоблока должен получаться вездеход для поездки, например, на рыбалку. Если возникла необходимость осуществить посадку картофеля, то вездеход в такое же короткое время должен снова превратиться в мотоблок.
Цель разумная, потому что потерять сельскохозяйственный функционал техники ради того, чтобы иметь возможность выехать 3-4 раза в месяц в лес или на озеро, — не очень разумно.
Сразу отметим, что цели: получить трансформер, можно добиться достаточно легко. Залогом достижения цели является следующие правило: изменения конструкции должны быть минимальными.
По сути, для решения описываемой задачи, к мотоблоку нужно добавить раму с карданами, сняв колеса и орган управления. Можно осуществить и другие доработки, но это уже по желанию.
Какой двигатель лучше?
Для того чтобы сделать вездеход из мотоблока, необходимо выбирать технику с двигателем, имеющим принудительное охлаждение:
- водяное;
- масляное.
Что касается типа двигателя, то тут однозначно ответить на вопрос сложно. Кому-то больше по душе бензиновый агрегат, а кто-то предпочитает дизель. Свои достоинства и недостатки есть в каждом варианте.
Наверное, во многих случаях, выбирать и не приходится. Так как, сначала приобретается мотоблок, а уже позже приходит идея сделать из него вездеход.
Можно отметить лишь, что современные китайские мотоблоки оснащаются довольно мощными и качественными двигателями японского производства. Такими, как Honda, Subaru и Yamaha. Эти силовые агрегаты характеризуются высоким моторесурсом и надежностью.
Нужно помнить, что заявленная в документах мощность двигателя, как правило, не выдается в полной мере в режиме вездехода. Все же, подобные силовые агрегаты не рассчитаны на использование мотоблока в качестве транспортного средства.
Трансформация мотоблока Нева в вездеход
Мотоблоки Нева являются самыми популярными отечественными мотоблоками, создание которых, впрочем, не обошлось без использования узлов и агрегатов иностранного производства.
Рассмотрим более подробно вопрос о том, как создать из техники Нева качественный и эффективный вездеход. Поняв базовые принципы трансформирования в данном случае, можно будет сделать вездеход из мотоблока любой марки.
Технические решения используются следующие:
- устанавливаются доступные и эффективные мосты от автомобиля Москвич 412;
- двигатель используется родной – субаровский;
- рулевую колонку перспективно взять от отечественной малолитражки Ока;
- ШРУСы также от Москвича, но иной модели – 2141;
- УАЗовский поворотный узел.
Кроме того, в конструкции любого вездехода на базе мотоблока используются шины от какого-либо грузовика. Как правило, устанавливают КамАЗовские покрышки. Их легко купить или же достать не за деньги. Они эффективны в условиях бездорожья. Могут использоваться не покрышки, а камеры, обмотанные лентами.
Если выбраны покрышки, то рекомендуется выпилить электролобзиком в них отверстия:
- боковые прямоугольные;
- повторяющие контур протектора.
Делается это для того, чтобы снизить вес техники и обеспечить повышенное сцепление.
Данный вездеход состоит из двух полурам:
- передняя предназначена для установки водительского сиденья и рулевого управления;
- задняя – для установки на неё силового агрегата.
Выше говорилось о том, что переделки должны быть минимальны. Данный конкретный пример не совсем соответствует указанному требованию. Есть и более простые варианты, которые обладают высокими характеристиками трансформации: снимаются колеса, отсоединяется прицепное оборудование – и вездеход, снова, становится мотоблоком.
Мнения с форумов
Освещая вопрос, нельзя было не изучить то, что пишут люди, которые уже воплотили идею в жизнь или только собираются это сделать, на форумах.
Несколько тезисов имеет смысл упомянуть:
- максимальная скорость мотоблока-вездехода может быть увеличена за счет замены шкивов, либо изготовления двойных шкивов;
- проблема вышибания скоростей отсутствует;
- использовать вездеход как мини-трактор можно, но в рамках тех работ, которые допустимы для мотоблока, не переделанного в вездеход.
В итоге
Таким образом, имея прямые руки и голову на плечах, можно сделать довольно простенький, но проходимый вездеход из мотоблока, который, номинально, считается техникой сельскохозяйственной.
Положительный опыт переделок есть, его много. Есть опыт эксплуатирования и обслуживания.
Вездеход из мотоблока – отличное решение для рыбаков, охотников, да и просто тех людей, которые живут в сельской местности, отдаленной от больших городов.
Идея вполне интересная и любопытная. Тут главное найти хороший мощный двигатель от мотоблока, а потом останется лишь собрать всё это дело. Ну и шины хорошие конечно не помешает найти.