Какой подержанный внедорожник лучше купить
В настоящее время на современном рынке находится огромное количество автомобилей. С каждым днем появляются новые модели авто. Продавцы и дилеры автопроизводителей всячески нахваливают свою продукцию. И при выборе нового железного коня у потенциальных покупателей глаза разбегаются. На каждом углу можно увидеть рекламу какого-нибудь нового внедорожника почти за даром, а кроссоверы, судя по рекламе и маркетинговым уловкам, скоро начнут ездить по болоту. При чем даже не напрягаясь и не «подмочив» себе брюшко и, тем более, репутацию. Всё это домыслы и проделки маркетологов.
Давайте разберемся, как классифицируются автомобили. И что представляет собой автомобиль той или иной категории. Как было написано выше, многие кроссоверы, которые хоть немного похожи внешне на внедорожник, приравнивают к этой категории. Но это в корне неправильно. Что такое внедорожник? Сам термин «внедорожник» появился не так давно, в начале 90-х годов. До этого все автомобили этого типа называли «джип». Но называя все внедорожники словом «джип» люди невольно рекламировали автомобиль с одноименным названием от фирмы Крайслер. Поэтому в обиход ввели термин «внедорожник».
Само название говорит о том, что на внедорожнике можно передвигаться вне дорог. По дорогам, кстати, тоже можно ездить, запретов ни каких нет. Но не каждый автомобиль способен на это. Поэтому внедорожником принято называть полноприводный автомобиль или автомобиль с полным приводом. Но ведь кроссоверы тоже бывают полноприводные! Все верно, но полный привод на кроссоверах, это не тот полный привод, который внедрен на внедорожниках.
Внедорожники
На всех автомобилях, как известно, есть двигатель и коробка передач. Коробки передач бывают механические (КПП) и автоматические (АКПП). Автоматические имеют несколько вариантов, но вдаваться в подробности пока не будем. На внедорожниках чаще всего устанавливаются механические коробки передач, но бывают и автоматические. Кроме КПП на внедорожник устанавливается еще одна коробка — раздаточная (РК). РК устанавливается сразу же за КПП. Соединяться она с КПП может карданом или же прикрепляться прямо к задней части КПП. Второй вариант предпочтительнее, меньше вибраций при движении. Из ее названия можно предположить, что она чего-то там раздает. Именно так, раздает она крутящий момент от КПП к редукторам главных передач (ГП) переднего и заднего мостов.
Передача крутящего момента происходит карданами. Оба моста являются ведущими. В ГП имеется дифференциал, который распределяет крутящий момент между правым и левым колесами одной оси. РК при включенном полном приводе делит крутящий момент между передним и задним мостами поровну. Это разные вещи, и это нужно понимать. При распределении, на правое колесо может уйти весь крутящий момент, а левое при этом будет стоять, и наоборот. Если поднять одно из колес одной оси, автомобиль не поедет. Будет вращаться то колесо, которому легче вращаться. Это нормальная работа дифференциала. При делении крутящего момента в РК, если даже приподнять весь задний мост, колеса переднего моста все равно будут вращаться.
Существуют РК с дифференциалом. С такой РК на автомобиле постоянный полный привод, но есть механическая блокировка дифференциала. Такая схема применена, например на автомобиле НИВА. При движении по хорошему покрытию блокировка дифференциала в РК выключена и крутящий момент распределяется между мостами. Если приподнять хотя бы одно колесо, автомобиль не поедет. При движении по бездорожью, дифференциал можно заблокировать и крутящий момент будет поровну делиться между мостами. Раздаточные коробки на внедорожниках имеют обычно две передачи — это прямая или повышенная и понижающая. На повышенной передаче передвигаются постоянно, а понижающую включают при сложных внедорожных условиях.
На автомобилях с РК, где нет встроенного дифференциала, постоянный привод только задний. Передний мост подключается жестко. Такая схема применена, например на УАЗе. При включении переднего моста крутящий момент делится пополам. Главная передача (ГП)- это редуктор, который установлен примерно в середине моста, он может быть немного смещен в сторону от центра. Это сделано для того, чтоб не задевать редуктором за поверхность при движении в глубокой колее. На независимой подвеске, где моста в принципе нет, этот редуктор установлен на специальном подрамнике, подрамник в свою очередь крепится к раме или кузову автомобиля. Но это не столь важно, принято называть этот редуктор «главная передача» или сокращенно ГП. На внедорожнике почти всегда две ГП, или, как обычно, говорят, два моста. Бывает и более.
Но об этом в другом месте…
Обычно для повышения прочности конструкции, внедорожники, как правило, имеют рамную конструкцию. То есть кузов через специальные демпферные подушки крепится к раме сверху. На раму так же крепятся все основные агрегаты трансмиссии и двигатель. Есть автомобили, у которых лонжероны рамы вварены прямо в нижнюю часть кузова. Такой вариант проще в производстве и менее затратный. Но при этом конструкция менее вынослива.
Итак, автомобиль, имеющий компоновку в любом из двух описанных выше вариантов, это настоящий внедорожник. И если учесть все эти моменты, то двигатель должен будет расположен продольно оси автомобиля. КПП чаще установлена механическая из-за ее неприхотливости и надежности. Наличие мостов придает внедорожнику большой плюс в геометрической проходимости. Такая подвеска называется зависимой. Автомобиль на мостах легче преодолевает глубокие ямы, канавы и бугры. Рабочие ходы подвески по сравнению с легковым авто, просто огромны. На современных внедорожниках часто применяют смешанную схему подвески. Сзади установлен мост, впереди независимая подвеска, а редуктор ГП расположен на подрамнике.
Такая схема подвески дает более комфортное движение, нежели автомобиль с полностью зависимой подвеской.
На проходимость так же влияет дорожный просвет, или, как сейчас, модно говорить, клиренс. Но это не одно и то же. В старых учебниках по автоделу было подробно описано, что означает каждый из терминов. В определении этих понятий есть небольшие расхождения, но со временем этот нюанс почему-то забыли.
Кроссоверы
Теперь о кроссоверах. Чтобы было проще, возьмем за пример несколько автомобилей с разной компоновкой. Всем давно известен автомобиль BMW X5. Начнем с рамы… А нет у него рамы, просто усиленные лонжероны вварены в низ кузова. Мотор стоит продольно, так же, как на внедорожнике. Коробка автомат (АКПП) и раздатка у него имеется. Но только не классическая, как на внедорожнике. Раздатка с дифференциалом и… все, больше в ней ничего нет, ни блокировки, ни пониженной передачи. Блокировка, вроде, как и есть, но она не жесткая. Крутящий момент распределяется между мостами под управлением электроники. Происходит это плавно и включить ее сам водитель не может перед въездом в какую-нибудь лужу. Только там, в глубокой каке, электроника подключит полный привод, но возможно, уже поздно.
Подвеска на Х5 независимая и спереди и сзади. Ходы подвески не сказать, что маленькие, но и не очень большие. В подрамниках стоят обычные редукторы. Но есть электронная фишка, это антипробуксовочная система. При пробуксовке какого-нибудь колеса, тормозной механизм подтормаживает это колесо, и крутящий момент передается на другие колеса. Проходимость неплохая, но надежность не очень. Это кроссовер, только легкое бездорожье ему не навредит.
Теперь рассмотрим в качестве примера Nissan X-Trail. Кузов несущий, то есть рамы у него нет. Мотор стоит поперек продольной оси автомобиля. На автомобиль в основном установлена АКПП. РК в своем классическом виде, как таковой нет. Вместо нее стоит обычный угловой редуктор, который установлен на правую сторону КПП. Сквозь РК проходит правый кардан привода, который и вращает выходную шестерню РК. А далее, на задний мост идет кардан. В редукторе задней ГП установлен пакет фрикционов, который позволяет подключать задний мост. Заведует этим делом электроника. Автомобиль по «умолчанию» является передне приводным. Задний мост подключается при пробуксовке передних колес. В настоящее время на автомобилях Nissan применяется несколько алгоритмов подключения второго ведущего моста. Но принцип работы именно такой, что описан выше. Подвеска на X-Trail полностью независимая. Рабочие ходы подвесок довольно большие по сравнению с легковыми авто.
На внедорожниках для еще большей проходимости исключают работу дифференциалов в ГП. Для этого в редукторы устанавливают блокировки, которые позволяют передавать крутящий момент на оба колеса одного моста. Если в оба моста установлены блокировки и включены, при движении по бездорожью будут вращаться все колеса независимо от того, касаются они поверхности или нет. При такой комплектации проходимость автомобиля почти не имеет границ, если конечно не посадить его на брюхо.
Какой внедорожник выбрать
При выборе внедорожника все зависит от полноты кармана и здравого ума. Можно купить грузовой Урал 4х4 с кунгом за кабиной. Чем не внедорожник? Вместимость автобусная, вполне даже проходимый, может проехать там, куда не один «джип» не заедет. Но это не разумно, в городе он будет выглядеть, как слон в посудной лавке. Или, например уже всем известный, Тигр. Проходимость на высоте, имеет приличный внешний вид. Но он так же огромен, как и Урал, ну чуть поменьше… Тоже не вариант. Туда же отнесем и известный Hummer H1.
На рынке много достойных кандидатов с хорошей репутацией и надежностью. Одним из первых является Mercedes Benz Gelandewagen. Выпускается по сей день с начала 80-х годов прошлого века. Этот автомобиль в техническом плане представляет верх совершенства. Рамная конструкция, постоянный полный привод с возможностью блокировки РК, два моста, в каждый установлены блокировки дифференциалов. Двигатель устанавливается как бензиновый, так и дизель. Коробка передач может быть механической или автомат, в основном устанавливают АКПП. Все это совершенство стоит немалых денег. Автомобиль имеет и недостаток, участь всех внедорожников, посредственный комфорт. Но это очень проходимый автомобиль.
Схожую компоновку имеет английский представитель. Это покоритель первых трофи-рейдов, легендарный Land Rover Defender. Почему схожую? Блокировки дифференциалов ГП доступны только для военных версий. В настоящее время по заказу возможно и устанавливают блокировки в гражданские версии. Defender имеет кузов из панелей, которые изготавливаются из алюминиевых сплавов. Что дает отличную защиту от коррозии на протяжении долгих лет эксплуатации. Двигатели могут устанавливаться бензиновые и дизельные.
Не плохо зарекомендовал себя представитель из семейства янки. Это Jeep Wrangler. Популярен он среди молодежи и среди профессионалов спортивных соревнований по off-road. Последним он интересен тем, что имеет большой потенциал в области тюнинга и глубокой модернизации. Автомобиль имеет рамную конструкцию, полностью зависимую подвеску. Мощности устанавливаемых моторов хватает с запасом, ведь весит автомобиль не много из-за своей простой конструкции кузова. Верх может быть брезентовым или пластиковым. Блокировок в ГП не имеет, но их легко можно установить при желании. Продаются готовые установочные комплекты на оба моста.
Высоким потенциалом в области тюнинга так же обладает японский представитель Suzuki Jimny. Благодаря короткой базе (расстояние между осями автомобиля), этот автомобильчик способен на очень даже серьезные поступки. При своих скромных размерах Jimny обладает невероятной проходимостью. В некоторых условиях он может потягаться с внедорожниками именитых производителей. Автомобиль построен на раме, имеет постоянный задний привод с подключаемым передним мостом. Одним из главных преимуществ перед другими внедорожниками является его скромный аппетит. Так что не надо заблуждаться, что все внедорожники очень прожорливы.
Еще одним представителем Японии является Toyota Land Cruiser. Самыми простыми в обслуживании и неприхотливыми в эксплуатации были автомобили этой марки серии 7, 8 и 100. Довольно комфортабельные внедорожники, на которых можно передвигаться и по городу каждый день, и на бездорожье съехать не опасаясь повредить. Автомобиль имеет мощную раму. Существуют два вида подвески. Полностью зависимая, впереди и сзади мосты. И смешанная схема, сзади стоит мост, впереди независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах. Что положительно сказывается на комфорте. На более свежих сериях в заднем мосте установлена блокировка дифференциала.
Удачным внедорожником является еще один представитель Toyota. Это Toyota 4Runner. Внедорожник средних размеров рамной конструкции имеет интересное техническое решение. По умолчанию это заднеприводный автомобиль. Передний мост подключается жестко, как например на УАЗе. Но при подключении переднего моста, блокируется дифференциал передней ГП. Это дает большой плюс при преодолении тяжелого бездорожья. На внедорожники Toyota устанавливаются двигатели как бензиновые, так и дизеля.
В России выпускается только два внедорожника в представленном сегменте. Это УАЗ в разных модификациях. И ВАЗ Нива, так же в разных модификациях. УАЗ имеет рамную конструкцию, два моста. Привод задний, передний мост подключается жестко. РК имеет понижающую передачу. В ГП нет ни каких блокировок. Но в данное время без проблем можно приобрести и установить блокировки на любой вкус. Двигатели устанавливаются как бензиновые, так и дизельные. На Ниве рамы нет, кузов является несущим элементом. Постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Сзади установлен мост, впереди независимая подвеска, собранная на подрамнике. ГП не имеют штатных блокировок, но их так же можно установить самостоятельно, как и на УАЗе. Основной двигатель — это бензиновый. Но по заказу на заводе устанавливают и дизель.
Поломки
Внедорожники, несмотря на свою мощную конструкцию и выносливость, тоже ломаются. Это во многом обусловлено более сложно устроенной трансмиссией. На этих автомобилях больше агрегатов, а они как известно, во время работы изнашиваются. Поэтому затраты на обслуживание внедорожника превышают аналогичные затраты на легковой автомобиль. Тем не менее многие автовладельцы приобретают внедорожники. Кто-то останавливает свой выбор на отечественном производителе, а кто то предпочитает выбрать подержанную иномарку.
УАЗы завоевали хорошую репутацию у спортсменов. Все просто. Запчасти можно купить практически везде. Не нужно долго ждать, как при заказе аналогичной запчасти от иномарки. Большим плюсом является то, что автомобиль проектировался для армии. А в армии ценят время. Некогда обучать обслуживающий персонал. Поэтому УАЗ спроектирован так, чтоб при ремонте не понадобились спец приспособления и сложность ремонта сведена к минимуму. УАЗ можно починить, как говорят спецы, в поле на коленке. Это, пожалуй, самый главный плюс. Тем не менее многие выбирают именно иномарку.
Чем проще устроен автомобиль, тем он реже ломается. Но сама конструкция внедорожника противоречит этому. Например, электронику на старые модели ставили реже, ибо она еще не была так развита, как в современных авто. Поэтому на вторичном рынке хорошо себя зарекомендовали внедорожники предыдущих поколений. Будь то Тойота или Мерседес. Не даром есть поговорка: «простой, как велосипед». В хорошем состоянии такую машину очень тяжело найти, но все же возможно. При выборе нужно обратить особое внимание на подвеску, на трансмиссию. Ведь эти авто не по асфальту катаются.
При больших нагрузках разрушаются крестовины карданов, ШРУСы, элементы подвески. При частых погружениях в грязь, начинают подтекать сальники редукторов ГП, сальники КПП и РК. Разрушаются подвесные подшипники карданов, подшипники ступиц. Особое внимание нужно обратить на включение блокировок, работают ли они. Это одно из слабых мест трансмиссии, тем более если на авто установлены колеса большего диаметра. Нагрузки на эти элементы возрастают очень сильно. А если внедорожник выступает на соревнованиях, амортизаторы и сальники агрегатов — это расходный материал.
С водой к трущимся валам и штокам попадает песок и грязь. А это абразив, износ уплотнений увеличивается в разы. При осмотре двигателя нужно обратить внимание на герметичность сопряжённых деталей. Это относится, как известно, не только к внедорожникам. Большим плюсом на дизельном двигателе будет именно механический ТНВД (топливный насос высокого давления). Такие насосы более долговечны и менее требовательны к качеству топлива.
Современная система питания Common Rail более экономичная и повышает мощность двигателя. Но она более требовательна к качеству топлива и в не сколько раз дороже в обслуживании. А запчасти стоят на много дороже по сравнению с топливной системой предыдущих поколений.
Так же не следует выбирать внедорожник дорогого бренда, если автомобиль будет эксплуатироваться в очень жестких условиях. Запчасти стоят не мало. Самым оптимальным вариантом будут Toyota разных моделей. Mercedes Benz или Land Rover хорошие авто, но запчасти на них стоят на порядок дороже. На внедорожники американского происхождения запчасти так же будут дороже, ибо везут их через океан, и затраты на доставку вносят свои корректировки.
Заключение
В данном материале представлены примеры всего нескольких внедорожников, завоевавшие уважение автовладельцев. Возможно есть авто других моделей и производителей, которые не уступают по своим техническим характеристикам и проходимости. У разных людей свой вкус и возможности. Так что выбор за вами, но мнение большинства все же надо учитывать.
Ради интереса, посетите соревнования по спортивному ориентированию на внедорожниках. Все станет понятно на старте, на чем ездят завсегдатаи. На авто каких моделей им не страшно лезть в болото или в непролазную лесную чащу… Удачного выбора, новых покорений и удачи на дороге!
Автор: Александр Назаров